Главная страница


Метрополис: русский ключ
Фашизм в Метрополисе
Проблема роботов
О роботах и человеках
Суд отложен
Власть компромисса

Nonamed

Фашизм в "Метрополисе" и другое

        Достаточное количество фан-коммюнити считают, что в Метрополисе показан мрачный мир, где победил коммунизм. Но ведь это совсем не так! По-моему, скорее всего Метрополис - как раз фантазия на тему мира, где победил фашизм. Хоть в фильме и не имеется открытых упоминаний об этом [1], некоторые интересные намеки авторов я все-таки увидел. Но обо всем по порядку.

        1) Самый видный намек на фашизм в картине - это трон со спинкой, "обнимаемой" одноголовым орлом (кадр в начале фильма, в лаборатории разыскиваемого профессора) - по-моему, как раз такие часто встречаются в источниках на соответствующую тему.

        2) Убранство государственных помещений нередко содержит "фашиствующие" элементы. Например, пол в апартаментах президента содержит явно выраженный крест, какими была обозначена немецкая бронетехника (не свастика).

        3) Кадры былой войны в воспоминаниях министра обороны (после расстрела президента) содержат, почему-то, уничтожаемую советскую бронетехнику - пулеметные броневики (по-моему, вообще довоенные) и танки - то ли ранние Т-34, то ли КВ. Характерное отличие от немецких - пропорционально большая, кубическая башня. Именно эти кадры намекают на то, что Метрополис - не просто фашиствующий город-государство, но весь мир картины - мир, где в Войне победила гитлеровская сторона. Теперь-то точно понятно, что это за так часто упоминаемая подозрительная "Война".

        4) Япония. Хмм, в скольких анимэ мы встречали упоминание этой страны? Обычно японцы любят лишь намекать (в основном, именами персонажей), в какой стране и каком мире происходит действие - иногда это даже выглядит эгоистично. Но в Метрополисе Шунсаку Бан частенько открыто упоминает о своей родной стране.
        Хорошо, почему именно Япония, а не так любимая японцами Россия или хоть ненавистные США в конце концов? Думаете, это авторы хотели упомянуть о своей родине? Не думаю. Вспомним, Япония была самым значимым партнером Германии в войне, после Италии, конечно. Именно это объясняет упоминание Японии в картине - вполне возможно, что после войны и победы фашизма государствами как таковыми остались только те, что поддерживали в войне Германию.

        5) Герцог и президент. На первый взляд, полное несоответствие "фашистскому миру". Но вспомним историю Гитлера и получение им неограниченной власти в Германии - правителем он стал при действующем кайзере и в конце концов полностью выбросил кайзера из управления страной. Также интересно вспомнить методы Гитлера - мощнейший экономический кризис в Германии после ПМВ (зона бедняков), образование молодежной группировки (интересно, почему Мардуки, в большинстве своем, все молодые люди?) и самое главное - поджог рейхстага с обвиненными в этом социалистами (чувствуете параллель с омотениевой пушкой и нарочно взбешенными роботами?). Получается, интриган специально знал о нелюбви бедняков к роботам и "подогрел" бедняков к восстанию с помощью инцидента с омотениевой пушкой, чтобы низложить поддерживающего их президента и показать всем свою абсолютную власть. Но кто этот самый интриган?

        6) Министр обороны - по-моему, самая тайная и непонятная фигура Метрополиса. Во всех сценах с его присутствием взгляд ненароком приковывается именно к этому персонажу - недаром цвет его лица отличается от цвета лица всех остальных персонажей картины. Лицо у него бледное и подчеркивается некой едва заметной аурой, как будто он сам является вополщением смерти и распространяет эту смерть на все рядом находящееся. Впрочем, судя по его действиям в Метрополисе, это не так далеко от реальности.
        Интересно, что во всех сценах у министра на лице презрительная улыбка, и смотрит он куда-то вдаль, не на собеседников, как будто они ему не интересны и не нужны. Интересно также то, что повадки его одинаковы и перед герцогом, и перед президентом, что говорит о том, что ни на чьей стороне он все-таки не находится. Более того, все армейские силы объединены в его руках, и поэтому создается впечатление, что министру не составит труда в случае чего явиться и к герцогу и проделать то же самое, что он проделал с президентом.
        По-моему, это очень яркая параллель с Kane из "Red Alert". Кажется, что авторы что-то не договаривают нам об этом человеке, и вполне вероятно, что в следующей части картины министр будет стоять у руля - ведь только его судьба не была оглашена после взрывов в Зиггурате. Делаем интересные выводы.

        Но где же сам Гитлер? Назвать им герцога я особых причин не вижу - абсолютно другой типаж. Герцог - меркантильный и довольно замкнутый человек, Гитлер же был эмоционален и излишне радикален, а благосостояние свое (как и своего народа, впрочем) его не сильно волновало. Некоторые называют Гитлером Тиму, сидящую на троне. По-моему тут совпадений еще меньше, разве что образ "существа, сидящего на троне Мира" делает свое дело. Президент кажется Гитлером только в моментах, где он решает поддержать мятежников и сбросить герцога. Это - очень интересный момент, где по упоминавшейся мной схеме становится непонятно - где все-таки кайзер, а где Гитлер. Остается все тот же министр, но почему он не на троне Метрополиса? Ясно, что он "делал войну", судя по его воспоминаниям, ну а герцог и президент, возможно, присутствуют лишь для того, чтобы министр не привлекал к себе внимание раньше времени? В общем, на этот вопрос ответить сложновато. Наверняка ответ будет дан в следующей части, если мы до нее доживем, конечно.

        Теперь, закончив тему о фашизме, перейдем и к другим, не менее интересным моментам Метрополиса.

        Мардуки - кто они? Судя по всему, они не совсем националисты. Они лишь контролируют роботов, и, видимо, отлично понимают, что от роботов зависит их благополучное существование. Гораздо более жестокими выглядят здесь мятежники - настоящие националисты.

        Умерла ли Тима в конце фильма? Наверняка почти все слышали историю о том, что якобы в оригинальной японской картине после титров на несколько секунд появлялась брошурка "Tima's and Kenichi's Robot Shop", где виден хороший конец картины. Кстати, этот последний кадр я видел даже где-то в Интернете [2]. Из английской версии якобы этот кадр вырезали для придания драматизма. Но так ли это?
        В последних кадрах английского Метрополиса (еще до титров) мы видим радио Тимы,проигрывающее голос самой Тимы. Не думаю, что это запись. Насколько нам известно, под конец Тима на троне слилась с машиной своим электронным разумом, то есть сама стала частью Метрополиса, более того - управляющим им разумом. Так что скорее всего передача по радио - это первые шаги Тимы к управлению городом. Этот же факт объясняет наличие "взбесившейся" Тимы под конец фильма - наверняка это разум Тимы хотел избавиться от своего старого тела, которое ему больше не нужно и лишь обременяет.
        Однако вопрос тогда - почему Тима хотела убрать еще и Кеничи? Хотя, если помним, это было еще до того момента, как разум Тимы очнулся (скорее всего, подчинил себе разум компьютера; ведь, может быть, именно компьютер хотел отомстить за роботов, а не сама Тима?), потом же Тима уже не угрожала людям, а предпочла просто уничтожить свое тело. Кстати, наличие сохранившейся Тимы (ее разума), да еще и такой недвусмысленный намек на это в конце фильма говорит о возможности продолжения. Может быть, поэтому японцы потом опомнились и убрали из релиза брошюрку, заранее рассказывающую о счастливом конце?
        В общем, ждем продолжения и надеемся на сенсацию - как раз уже пять лет скоро пройдет после "Метрополиса"...

май 2003


[1] Самое близкое к такому упоминанию - реплика Усача примерно на 12-й минуте фильма: когда Усач, Кенъити и Перо на улице видят, как мардуковцы расстреливают робота-нарушителя, Бан спрашивает у Перо, "что это за фашистские молодчики". - А.П.
Назад к тексту.

[2] Он есть и в разделе "Галерея". В материалах к фильму эта стилизация под старую фотографию приводится как один из кадров; не упоминается никакого издания с такой обложкой. - А.П.
Назад к тексту.

 

Верх страницы