| Главная страница Метрополис: русский ключ Фашизм в Метрополисе Проблема роботов О роботах и человеках Суд отложен Власть компромисса | Nonamed Достаточное количество фан-коммюнити считают, что в Метрополисе показан мрачный мир, где победил коммунизм. Но ведь это совсем не так! По-моему, скорее всего Метрополис - как раз фантазия на тему мира, где победил фашизм. Хоть в фильме и не имеется открытых упоминаний об этом [1], некоторые интересные намеки авторов я все-таки увидел. Но обо всем по порядку. 1) Самый видный намек на фашизм в картине - это трон со спинкой, "обнимаемой" одноголовым орлом (кадр в начале фильма, в лаборатории разыскиваемого профессора) - по-моему, как раз такие часто встречаются в источниках на соответствующую тему. 2) Убранство государственных помещений нередко содержит "фашиствующие" элементы. Например, пол в апартаментах президента содержит явно выраженный крест, какими была обозначена немецкая бронетехника (не свастика). 3) Кадры былой войны в воспоминаниях министра обороны (после расстрела президента) содержат, почему-то, уничтожаемую советскую бронетехнику - пулеметные броневики (по-моему, вообще довоенные) и танки - то ли ранние Т-34, то ли КВ. Характерное отличие от немецких - пропорционально большая, кубическая башня. Именно эти кадры намекают на то, что Метрополис - не просто фашиствующий город-государство, но весь мир картины - мир, где в Войне победила гитлеровская сторона. Теперь-то точно понятно, что это за так часто упоминаемая подозрительная "Война". 
       
4)  Япония. Хмм, в скольких анимэ мы встречали упоминание этой страны?
Обычно  японцы любят лишь намекать (в основном, именами персонажей), в
какой  стране  и  каком  мире  происходит  действие  - иногда это даже
выглядит  эгоистично.  Но  в Метрополисе Шунсаку Бан частенько открыто
упоминает  о  своей  родной стране.  5) Герцог и президент. На первый взляд, полное несоответствие "фашистскому миру". Но вспомним историю Гитлера и получение им неограниченной власти в Германии - правителем он стал при действующем кайзере и в конце концов полностью выбросил кайзера из управления страной. Также интересно вспомнить методы Гитлера - мощнейший экономический кризис в Германии после ПМВ (зона бедняков), образование молодежной группировки (интересно, почему Мардуки, в большинстве своем, все молодые люди?) и самое главное - поджог рейхстага с обвиненными в этом социалистами (чувствуете параллель с омотениевой пушкой и нарочно взбешенными роботами?). Получается, интриган специально знал о нелюбви бедняков к роботам и "подогрел" бедняков к восстанию с помощью инцидента с омотениевой пушкой, чтобы низложить поддерживающего их президента и показать всем свою абсолютную власть. Но кто этот самый интриган? 
       
6)  Министр  обороны  -  по-моему,  самая  тайная  и непонятная фигура
Метрополиса.  Во  всех  сценах  с  его  присутствием  взгляд ненароком
приковывается  именно  к  этому  персонажу  -  недаром  цвет его лица
отличается  от  цвета  лица  всех остальных персонажей картины. Лицо у
него  бледное и подчеркивается некой едва заметной аурой, как будто он
сам  является  вополщением смерти и распространяет эту смерть на все
рядом  находящееся.  Впрочем, судя по его действиям в Метрополисе, это
не  так далеко от реальности.  Но где же сам Гитлер? Назвать им герцога я особых причин не вижу - абсолютно другой типаж. Герцог - меркантильный и довольно замкнутый человек, Гитлер же был эмоционален и излишне радикален, а благосостояние свое (как и своего народа, впрочем) его не сильно волновало. Некоторые называют Гитлером Тиму, сидящую на троне. По-моему тут совпадений еще меньше, разве что образ "существа, сидящего на троне Мира" делает свое дело. Президент кажется Гитлером только в моментах, где он решает поддержать мятежников и сбросить герцога. Это - очень интересный момент, где по упоминавшейся мной схеме становится непонятно - где все-таки кайзер, а где Гитлер. Остается все тот же министр, но почему он не на троне Метрополиса? Ясно, что он "делал войну", судя по его воспоминаниям, ну а герцог и президент, возможно, присутствуют лишь для того, чтобы министр не привлекал к себе внимание раньше времени? В общем, на этот вопрос ответить сложновато. Наверняка ответ будет дан в следующей части, если мы до нее доживем, конечно. Теперь, закончив тему о фашизме, перейдем и к другим, не менее интересным моментам Метрополиса. Мардуки - кто они? Судя по всему, они не совсем националисты. Они лишь контролируют роботов, и, видимо, отлично понимают, что от роботов зависит их благополучное существование. Гораздо более жестокими выглядят здесь мятежники - настоящие националисты. 
       
Умерла  ли  Тима в конце фильма? Наверняка почти все слышали историю о
том,  что  якобы  в  оригинальной  японской  картине  после  титров на
несколько  секунд  появлялась  брошурка  "Tima's  and  Kenichi's Robot
Shop",  где виден хороший конец картины. Кстати, этот последний кадр я
видел  даже  где-то  в  Интернете [2]. Из 
английской версии якобы этот кадр вырезали для придания драматизма. Но 
так ли это?  май 2003 [1] Самое близкое к такому упоминанию - реплика Усача примерно на 12-й минуте фильма: когда Усач, Кенъити и Перо на улице видят, как мардуковцы расстреливают робота-нарушителя, Бан спрашивает у Перо, "что это за фашистские молодчики". - А.П. Назад к тексту. [2] Он есть и в разделе "Галерея". В материалах к фильму эта стилизация под старую фотографию приводится как один из кадров; не упоминается никакого издания с такой обложкой. - А.П. Назад к тексту. |