Главная страница


Тайны Метрополиса
  Часть первая
  Часть вторая
  Часть третья
  Часть четвертая

К. Акияма

Тайны "Метрополиса"
Часть первая

        Я посмотрел "Метрополис" приблизительно через неделю после премьеры. Жители префектуры Сига никогда не отличались интересом к научной фантастике, да еще и день был будний, а сеанс дневной. В зале набралось человек десять. Конечно, идеальные условия для зрителя-гурмана, но я бы хотел этому фильму большего успеха.
        Хотя... После просмотра я долго не мог прийти в себя. Не понимаю! Не понимаю этот сценарий, хоть убейте! Фоны, музыка, анимация - все на высшем уровне, персонажи полны жизнью, главная героиня Тима просто великолепна. Художник-постановщик, пожалуй, вложил в нее всю душу и совершил истинное чудо. Но вот сценарий...
        Нет даже слов, чтобы его описать. Не то чтобы в нем были отдельные несообразные реплики или сцены. Но пересказать сюжет и даже просто как-то обобщить впечатление от него абсолютно невозможно.
        Тайны, сплошные тайны. И это не моя тупость, нет, в самом фильме зрителей постоянно сбивают с толку. Несколько раз прокрутив сюжет в голове, я понял, в чем дело: слова и поступки героев постоянно расходятся с их целями, нарушена общая логика.
        Мои приятели реагировали так же - ничего не понятно, никакого эмоционального эффекта, деньги потрачены впустую. Одним словом, тяжелое произведение. Я посмотрел его еще раз, опять в будни (зрителей было четверо включая меня), и остался с тем же чувством.
        И тем не менее хочу сказать, что "Метрополис" - великий фильм. Все его недостатки искупает Тима, образ которой проливает совершенно новый свет на отношения людей и роботов и благодаря которой "Метрополис" далеко превосходит "Искусственный разум" Спилберга.
        Но прежде чем говорить о Тиме, придется указать на сюжетные дыры и нестыковки и по возможности исправить их. Кому интересно, приглашаю понаблюдать за этой работой, остальные могут прямо переходить к последним разделам.

Массы, отвергшие демократию


        Действия героев будут непонятны, если не разобраться в политической системе Метрополиса. Первый, кого мы видим - герцог, а раз там в ходу титулы, это заставляет предположить сословное общество, управляемое аристократией.
        Однако в Метрополисе имеется также президент Бун, вероятно, избранный голосованием. Кроме того, вождь революционеров Атлас говорит, что подземные жители хотят создать собственную политическую партию, а значит, есть и парламент.
        Тогда получается, что Метрополис формально республика, но политикой, экономикой и военными вопросами всецело заправляет один аристократ. Обыкновенно такие правители остаются закулисными, но этот не только не скрывается, а демонстрирует свою власть на публике, дружески похлопывая президента по плечу. Нам сообщают, что в честь открытия Зиккурата, который является частной собственностью, во всем городе объявлены выходные на неделю - значит, парламент принял это решение, а президент утвердил. Нет сомнений, кто в Метрополисе главный, но жителям это активно нравится, они поддерживают герцога и веселятся у стен его дворца.
        Я не хочу сказать, что нарисованная авторами фильма картина нелогична. Наоборот, она очень хороша. Есть множество примеров, когда массы добровольно отказывались от демократии и поддерживали единоличного правителя - собственно, так обычно и приходят к власти диктаторы, от Цезаря до Наполеона и Гитлера. И нет ничего невозможного в том, чтобы подобное произошло в XXI веке. Может быть, уже совсем скоро... Да-да, в одной хорошо нам знакомой стране.

Власть над людьми через власть над роботами


        Итак, каким же образом герцог приобрел такую власть? Исходя из основной идеи фильма, вероятно, через машины - монополизировав производство и обслуживание роботов и прочей автоматики, программного обеспечения и информационных сетей. Поставив огромное количество роботов на службу людям, он обеспечил надземным жителям безбедную богатую жизнь, потому они его так и обожают. Так что его власть опирается на полный контроль над множеством машин.
        Но в этом состоит и его слабость. Как мы видели на церемонии открытия Зиккурата, власть герцога над роботами далека от абсолютной. Роботы способны покидать рабочее место и действовать самопроизвольно, причем можно предположить, что зачатки свободы воли появляются у них в массовом порядке. Их внутреннее устройство стало настолько сложным, что началась непредсказуемая эволюция - вполне разумное объяснение, подтверждаемое и брошюрой к фильму.
        Чтобы бороться с непокорными роботами, герцог учредил свою партию. Уничтожая роботов, партейцы поддерживают господство людей над ними, поэтому и население, в душе испытывая страх, тем не менее одобряет их деятельность.
        Однако просто ломать слишком поумневшие и ставшие самостоятельными машины значит бороться с симптомами, не решая проблемы. У этого метода нет будущего. Это экономически невыгодно, так как общество теряет дорогостоящую технику, а вдобавок, по всей вероятности, опасно для окружающих. Если роботов-бунтарей станет слишком много, их полное уничтожение будет означать одновременно и гибель Метрополиса, держащегося на автоматике.
        Когда это дошло до герцога, он, конечно, сразу понял, что ему нужно. Система, которая охватит всех роботов до единого и позволит полностью их контролировать непосредственно через их электронные мозги. И он построил Зиккурат.
        Зиккурат был не просто башней, а излучателем, антенной и центром управления этой глобальной системы. Надо полагать, что омотениевая пушка составляла часть механизма, главным же элементом был "Трон верховной власти", открывавший доступ во все электронные сети в мире и дававший контроль над вооружениями всех стран.
        Однако о том, чтобы поставить во главе столь мощной системы робота, не могло, разумеется, быть и речи. Роботам доверять нельзя, система должна беспрекословно слушаться герцога. Требовалось специальное устройство, интерфейс, который бы включал и выключал систему и проводил в жизнь герцогские приказы. Какую форму ему придать?
        Нет ничего удивительного, что в этой связи герцогу вспомнилась умершая, нежно любимая дочь - его умная, послушная девочка, которая ни за что не станет возражать отцу и не предаст его, будь у нее в руках власть хоть над целым миром. Так и появилось устройство-интерфейс в виде "искусственного человека" Тимы. Вероятно, Тима должна, занимая свое место на троне, подключаться к системе управления и выполнять роль ключа, который запускает и останавливает ее работу, а также выступать как посредник между герцогом и роботами всего мира.
        Ну, то есть это я так думаю. Потому что в самом фильме объяснения отсутствуют. На чем основана власть герцога в городе, в чем назначение трона и остальной системы, зачем понадобилось тайно конструировать Тиму - все эти важные вопросы остаются без ответа, а сюжет мчится дальше.

Бесполезная пушка


        Остается гадать и додумывать. Я дважды посмотрел фильм, изучил литературу и только-только начал представлять себе общественное устройство Метрополиса, неподготовленному же зрителю с первого раза никак не разобраться. Если процветание города зависит от роботов, зачем партейцы расстреливают их направо и налево? Зачем с помощью пушки облучать роботов и нарочно провоцировать повсюду аварии? Не успеешь понять, что происходит, как начинается революция.
        Вероятно, для испытания пушки было две причины, и первая из них - пригрозить непокорным машинам: "Не будете слушаться людей, устроим вам в мозгах короткое замыкание!" Вторая причина была, по-видимому, в том, чтобы запугать людей, не согласных с властью герцога. Главный адресат угрозы, конечно, президент Бун, которому продемонстрировали: "Станешь вольничать, всех роботов сведем с ума и устроим в городе хаос". Вот почему Бун запаниковал и решил избавиться от герцога с помощью военных.
        Однако если подумать... Сумасшествие роботов нарушает жизнь города, так что для герцога в этом нет ничего хорошего. Эффект от угрозы, что в адрес роботов, что в адрес Буна, невелик. Омотениевая пушка подобна ядерному оружию в том смысле, что несет угрозу тому, кто ее применит, и по идее она вообще не должна была бы использоваться на деле.
        Ничего не могу сказать. С этой точки зрения пушка была с самого начала бесполезна, и зачем ее построили, остается неразрешимой загадкой.
 

Верх страницы
Часть вторая