Главная страница


Тайны Метрополиса
  Часть первая
  Часть вторая
  Часть третья

К. Акияма

Тайны "Метрополиса"
Часть четвертая

Загадочная Тима


        Кто такая была на самом деле Тима? Это наиболее важный вопрос "Метрополиса" и наиболее таинственный. Да что тут говорить, если сама Тима мучается, не в силах разобраться.
        Эндрю в "Двухсотлетнем человеке" и Дэвид в "Искусственном разуме" прекрасно знают о себе, что они роботы, четко представляют цель - стать человеком, - и движутся к этой цели, руководствуясь собственной волей. Тима не такова. Она тоже хочет быть человеком, а не машиной, но до самого конца остается в сомнениях относительно своей природы. Никаких направленных попыток найти ответ на этот вопрос мы с ее стороны не видим.
        Единственный раз, когда она что-то говорит с позиций субъекта - это подключившись к системе всеобщего уничтожения: "Это кара за произвол по отношению к роботам". Возмездие обращено не только на герцога, но и на человечество в целом. Люди сделали роботов по своей прихоти, но стоит тем проявить самостоятельность, появляются партейцы и их расстреливают, послушные же машины становятся жертвой подземных жителей. В самом деле, произвол.
        Как бы от лица роботов Тима провозглашает уничтожение людей - логично, потому что иначе погибнут машины. Но относится ли она сама к их числу? Этого в фильме не сказано.
        По словам создателя Тимы, доктора Лоутона, она имеет полностью механическое тело. В этом смысле она, безусловно, робот. Однако в фильме ее все время называют "искусственный человек". Что же это, особая разновидность человека? "Ты не человек, ты сверхчеловек!" - заявляет Тиме герцог и, прервав ее неуверенное "Так я...", продолжает: "Да, ты робот, но ты самое совершенное создание на планете!"
        Стоп, так не пойдет. Человек, сверхчеловек, искусственный человек, машина - скажи, что именно, и не морочь нам голову! Как зритель, я законно возмущен.
        Простое понимание состоит в том, что Тима, робот, появилась на свет без этого знания и под влиянием Кенъити сформировалась как личность - она робот телом и человек душой. На всем протяжении фильма Тима сопоставляется с Рокком. Он человек с физической точки зрения, но ведет себя как одержимая сыновним комплексом машина без собственной воли. Можно сказать, что "Метрополис" рассказывает об отношениях робота с человеческой душой и человека с душой робота.
        Однако это не все, и в этом, на мой взгляд, заключается глубина фильма. Тима не просто робот с человеческими чувствами, она еще и искусственный человек, и сверхчеловек, и так и не известно, что. Логика примерно такая: "Вон птичка летит! - Нет, это самолетик! - Нет, супермен!", но что такое супермен, никто не знает.
        Подумаем над этим серьезно. Ни автор комикса, ни авторы фильма не смогли понять, кто такая Тима, и саму ее оставили в неведении. Ее последние слова - "Кто я?"
        От всей души аплодирую смелости авторов, которые не стали заканчивать фальшивым хеппи-эндом. Конечно, нынешний финал расстроил зрителей и не понравился критикам, но он в тысячу раз лучше, чем удобная банальность. Главное, что людской шовинизм не восторжествовал.
        В сюжете много внимания уделяется противостоянию герцога и президента, походу подземных жителей, а отношения людей и машин присутствуют на заднем плане, незаметно, как воздух. Поэтому, возможно, с первого взгляда трудно понять, что именно они составляют главную тему "Метрополиса".
        Заметим, роботы в фильме не восстают против людей. Может создаться такое впечатление, но на самом деле люди сами виноваты в своих несчастьях, никакого заговора или войны против них не было. С другой стороны, люди ломают роботов, ненавидят их, облучают и отстреливают - словом, творят, что хотят и не пытаются мысленно поставить себя на место машин. Даже хороший мальчик Кенъити на самом деле не понимает роботов. Он относится к Тиме как к человеку из добросердечия, но никто не сказал, что он прав. В свою очередь, машины не выказывают никакого желания стать людьми.
        Можно сказать, что в "Метрополисе" между людьми и роботами нет никакого взаимопонимания.
        Если обратиться к "Двухсотлетнему человеку" и "Искусственному разуму", окажется, что там взаимопонимания еще меньше. Идея, что роботы хотят стать людьми и осуществление этой мечты сделает их счастливыми - это результат примитивного и эгоистичного взгляда на вещи.
        Пропасть между людьми и роботами не настолько мала, чтобы ее можно было перекрыть односторонней любовью машин к человечеству. А мы разве сможем их понять, когда сами до сих пор не понимаем друг друга, не можем освободиться от бесконечной вражды, предательств и ненависти?
        Я думаю, авторы "Метрополиса" в полной мере осознали глубину этой темы. Вот почему фильм остается непонятным с одного просмотра, а недостаточно проработанные моменты оставляют общее впечатление запутанности. Тем не менее на мой взгляд новый подход к отношениям людей и машин ставит "Метрополис" гораздо выше "Искусственного разума" и "Двухсотлетнего человека".

Человек, робот или...


        Возвращаясь к Тиме, единственным ответом на вопрос о ее истинной сущности остаются ее последние слова "Кто я?". То есть ясного ответа нет. Тем не менее, есть намеки.
        Когда Тима преследует Кенъити по рушащемуся небоскребу, она выглядит как наполовину робот, наполовину девочка, получеловек, полумашина - то и другое сразу, и при этом ни то, ни другое.
        Тима не по своей воле приняла такой облик, он возник потому, что Кенъити силой оторвал ее от трона. Кенъити действовал из лучших побуждений, но в результате сделал из Тимы не машину, не человека. Когда, встретив ее на пожаре, он начал относиться к ней как к человеку, это тоже было из лучших побуждений, но именно из-за этого безнадежно исказилась самооценка Тимы. Если бы Кенъити сразу понял, что она робот, и вел себя соответственно, в известном смысле она бы не знала страданий.
        Кенъити сам виноват в трагедии Тимы. Он не пытался ее понять, просто решил, что машины хотят быть людьми, а раз так, надо с ними обращаться по-человечески - решил по доброте душевной, но совершенно не подумал, хорошо это будет для Тимы в конечном итоге или плохо.
        Тима, повисшая над пропастью в финале, для меня олицетворяет вину Кенъити - это из-за него она повисла в воздухе между миром людей и машин.
        Есть и еще одна метафора, проясняющая природу Тимы. У Атласа, когда она купается в солнечных лучах, а на плече у нее голубь расправляет крылья, люди смотрят и говорят: "Глядите, ангел!" Еще больше этот образ подчеркнут в оформлении компакт-диска с музыкой из фильма и на обложке брошюры, где Тима изображена с ангельскими крыльями.
        Ангелы - не просто чистые невинные существа. Ангелы - не мужчины и не женщины, не люди и не боги, они не добры и не злы (ведь дьявол это падший ангел). Находясь между двух противоположностей, они и то, и другое сразу, но при этом ни то, ни другое. Так и Тима не робот, не человек, оба сразу и ничто из них.
        У ангелов есть важная функция. Бог в Писании редко общается с людьми напрямую и никогда им напрямую не показывается. Ангелы занимают между ним и людьми промежуточное положение и служат посредниками и посланцами. Так и между роботами и людьми нет возможности непосредственного общения, и я думаю, что Тима должна была служить посредником, позволяющим им понять друг друга. Подключаясь к "Трону высшей власти", Тима контролировала силу, способную уничтожить весь мир, силу сверхчеловеческую, почти божественную. То есть можно сказать, что ей была предназначена роль ангела, обеспечивающего общение между людьми, машинами и божеством.
        Кенъити не понял этого, когда в своей доброте пытался обращаться с роботом как с человеком. В результате нечто третье, чем является Тима, оказалось разорвано между двух непримиримых идей.
        Этим намеком заканчивается "Метрополис".

Слава Метрополису!


        Получается, что "Метрополис" - в самом деле потрясающее, ошеломляющее произведение. В отношения людей и роботов, где никто никогда не видел ничего, кроме двух противоположностей, этот фильм внес "нечто третье". В этом смысле он должен, вероятно, остаться в истории научной фантастики как первый шаг новой концепции.
        Финал у него трагический. Похоже, Тима, раздираемая между добротой Кенъити и ненавистью Рокка, обречена была погибнуть. Однако какой смысл вкладывал в систему высшей власти герцог? Об этом устройстве, способном сводить с ума и контролировать роботов всего мира, а заодно дающем возможность весь мир уничтожить, герцог сказал, что оно сделано "не для уничтожения, а для возрождения".
        Точный смысл этих слов похоронен вместе с ним под обломками Зиккурата, но не исключено, что он в самом деле хотел видеть Тиму, "нечто третье", ангелом, несущим миру возрождение и открывающим новую эпоху...
        Есть гипотеза, что биологическая эволюция человека зашла в тупик. Возможно, эксперименты с роботами, клонами и генной инженерией - это попытки выбраться из тупика, искусственно создать равный себе или даже более совершенный вид и за счет взаимодействия с ним перейти на следующую ступень эволюции.
        В одиночестве трудно развиваться. Но если, скажем, возникнет мир людей и мир роботов, то между ними сможет появится нечто третье, превосходящее тех и других. Не это ли имел в виду герцог под "возрождением"?
        Все это не более чем домыслы, однако стимулом для моей фантазии послужила именно нарисованная "Метрополисом" захватывающая картина.
        Наконец, в заключение я хотел бы упомянуть немецкий фильм "Метрополис", вышедший за семьдесят пять лет до нашего - в 1926 г. Роман, по которому он снят, начинается фразой: "Посредником между головой и руками должно быть сердце".
        "Голова" здесь обозначает правителей, "руки" - рабочих. А посредниками выступают две Марии, добрая девушка и злой робот. Подобно ангелам, они связывают тех и других в хитросплетениях добра и зла.
        "Метрополис" был огромен, он состоял из двух серий по три с половиной часа каждая. Впоследствии его сократили и при этом настолько изуродовали сюжет, что фильм провалился, выпустившая его фирма прогорела, и после войны он оказался практически утрачен. От изначальной версии сохранилось меньше половины.
        И вот через семьдесят пять лет, отфильтрованная гением Осаму Тэдзуки идея "посредника между головой и руками" вернулась к нам в рисованом "Метрополисе".
        Меня не оставляет впечатление, что история этой мысли только началась. Настанет день, когда кто-нибудь снимет новый "Метрополис", лучше прежних, и на этот раз истинная природа Тимы будет раскрыта.
        Слава Метрополису. И слава Тиме!

3 июля 2001 г.


 

Часть третья
Верх страницы